Прежде всего, потому, что стоимость поврежденного или пропавшего груза в большинстве случаев несопоставимо выше затрат на его перевозку. И если с грузом в процессе перевозки возникает проблема, то остальные факторы типа цены перевозки резко уходят на второй план. При этом вероятность возникновения проблем с сохранностью груза при сборных перевозках достаточно велика:
- Во первых, в общем случае при сборной перевозке в одну машину загружается большое количество совершенно разнообразных по форме и свойствам грузов. Все это разнообразие грузов, занимающих пространство от пола до потолка фургона грузового автомобиля, в пути неизбежно воздействует друг на друга. Разместить все грузы так, чтобы они без дополнительной надежной упаковки не повредили друг друга – большое искусство, и далеко не всегда это возможно сделать в силу разнообразного характера груза. Именно поэтому при использовании традиционной технологии перевозки практически каждый рейс не обходится без повреждений груза разной степени тяжести.
- Вторая проблема сохранности – человеческий фактор. Сборная перевозка — это всегда несколько этапов. Сбор по городу отправления (к грузу имеет доступ водитель), выгрузка, хранение на терминале транспортной компании, погрузка в междугородний рейс (доступ имеют много сотрудников склада ТК города отправления), выгрузка из междугороднего рейса, хранение на терминале ТК, отгрузка для перевозки по городу (доступ у большого количества сотрудников ТК города получения), наконец, доставка по городу получения (доступ у водителя). Небрежность (перепутали коробки, уронили или повредили другим грузом) и злой умысел (когда у человека есть доступ к грузу и и соблазн этот доступ использовать в корыстных целях) проконтролировать на 100% невозможно в принципе.
Решением описанных проблем в той или иной степени (зависит от выбранного решения) является жесткая упаковка груза для транспортировки.
- Деревянная обрешетка (ДО)
Деревянный каркас из досок без сплошных боковых стенок. Защищает от воздействия окружающего груза при перевозке — решает большую часть первой проблемы. Почему большую часть, а не всю целиком? Через отсутствующие боковые стенки повреждение другим грузом все равно возможно, хотя вероятность, конечно, существенно ниже. Также имеет следующие недостатки:
- Слабо помогает от второй проблемы – недостаточно защищает от небрежности и совершенно не защищает от злого умысла.
- Качество обрешетки (и, соответственно, её защитных свойств) сильно колеблется и зависит от квалификации того, кто её изготавливает. Нередки случаи разрушения обрешетки (и повреждения груза) при транспортировке по причине некачественного изготовления. Также встречаются случаи повреждения груза в момент изготовления обрешетки: например, забитым через доску в груз гвоздем.
- Отправитель не имеет возможности проконтролировать качество такой упаковки (надежность самой обрешетки, правильность укладки груза в неё и т.д.) т.к. изготовление обрешетки — это длительная трудоемкая операция, всегда осуществляется только на терминале ТК и как правило, массово, а не сразу после приемки груза.
- Невозможность обеспечить неразрывность и однозначность цепочки передачи ответственности
Есть у обрешетки и одно, иногда очень важное, преимущество – её можно изготовить произвольных размеров, не обязательно привязываться к габаритам евро-поддона 0,8*1,2м (хотя в большинстве случаев именно на базе таких поддонов обрешетки и собирают).
- Глухой деревянный ящик из паллетных бортов (ПБ)
Такая упаковка представляет из себя быстрособираемый глухой деревянный ящик. Если его стянуть полипропиленовой лентой и опломбировать, то он обеспечивает надежную защиту от доступа к внутреннему содержимому (грузу). Полностью решает обе вышеописанные проблемы сохранности. Превосходит деревянную обрешетку по всем параметрам кроме одного: получаемый ящик ограничен по длине и ширине размерами евро-поддона 0,8*1,2м. Высота может быть любой, ограничена только высотой фургона автомобиля.
Если ваш груз позволяет уложить его в указанные габариты ПБ, то нет никаких других оснований в пользу деревянной обрешетки при выборе между этими двумя видами упаковки